В каждом современной мотоцикле, снегоходе, квадроцикле, вездеходе, скутере, лодочном моторе (ПЛМ), гидроцикле, тракторе и другом транспортном средстве (ТС) присутствует развитая электрическая сеть, стабилизация действующего напряжения в которой осуществляется специальным электронным блоком — реле-регулятором напряжения. Все о реле-регуляторах напряжения, их основных типах, принципах работы шунтирующего/не шунтирующего реле-регулятора и основных причинах выхода из строя — читайте в статье.
Что такое реле-регулятор напряжения снегохода?
Реле-регулятор напряжения – это блок электрической сети мотоцикла, снегохода, квадроцикла, лодочного мотора (ПЛМ), который обеспечивает поддержку действующего напряжения в бортовой сети в определенном диапазоне.
Электрическая сеть ТС устроена так, что при остановленном двигателе источником электрической энергии является аккумуляторная батарея (АКБ), а при запущенном – генератором, преобразующий часть механической энергии движения двигателя в электрическую. Генератор имеет существенный недостаток – величина вырабатываемого напряжения зависит от частоты вращения коленчатого вала, а также от потребляемого тока нагрузки и окружающей температуры. Для устранения этого недостатка применяется электрическое устройство — реле-регулятор или просто регулятор напряжения.
Реле-регуляторами напряжения оснащаются мотоциклы, снегоходы, квадроциклы, лодочные моторы, гидроциклы, трактора и другие ТС . Выход из строя данного блока нарушает работу всей электросети, а в отдельных случаях это может привести к поломке электрооборудования и даже к возгораниям ТС. Поэтому неисправный реле-регулятор необходимо немедленно заменить, а для верного выбора новой детали следует разобраться в существующих типах и принципах работы.
Реле-регулятор напряжения решает несколько задач:
- Стабилизация напряжения – поддержка действующего напряжения бортовой сети в заданном диапазоне, например, рабочее напряжение бортовой сети мотоцикла kawasaki zzr400 является 13.7-14.5 вольт;
- Защита АКБ от разряда через обмотки генератора при остановленном двигателе;
- Генерация импульсов скорости вращения коленчатого вала для тахометра на приборной панели(опционально).
Типы и принцип работы реле-регулятора напряжения
По типу все регуляторы для мотоциклов, снегоходов, квадроциклов, лодочных моторов, гидроциклов, тракторов и т.д. можно разделить на 2е большие группы: шунтирующие и не шунтирующие реле-регуляторы.
Один из самых часто задаваемых вопросов: “Что такое шунтирующий и не шунтирующий реле-регулятор? В чем разница между ними и какой лучше?” Давайте разбираться.
Реле-регулятор напряжения шунтирующего типа
Регулирование напряжения на выходе осуществляется замыканием (или шунтированием) генераторной катушки с помощью силового ключа(СК), подключенного параллельно катушке генератора. Ключом может выступать мощный тиристор, симистор или транзистор. Блок сравнения и управления(БСиУ) следит за постоянным напряжением после диодного моста и в случае превышения установленного порога подает сигнал на замыкание ключа. Таким образом, всё “лишнее” рассеивается на генераторной катушке и силовом ключе в виде тепла. Так как регулирование импульсное (ключ или замкнут, или разомкнут), то на выходе обязательно ставится фильтр в виде конденсаторов и АКБ.
Достоинства: простая электрическая схема.
Недостатки: низкое КПД преобразования энергии катушки, в особенности на высоких оборотах и без потребителей.
Реле-регулятор напряжения не шунтирующего типа
В отличии от шунтирующего типа, СК соединен с генераторной катушкой последовательно. БСиУ подает сигнал на открытие ключа, когда напряжение на выходе АКБ или конденсаторе становится меньше установленного порога. Закрывается ключ, когда напряжение на выходе генератора перейдет через ноль в конце полупериода. Регулирование тоже импульсное, поэтому фильтр на выходе реле-регулятора в виде АКБ и конденсаторов обязателен.
Достоинства: более высокое КПД, а следовательно меньший нагрев катушки генератора и СК реле-регулятора
Недостатки: довольно сильная пульсация на выходе при высоких оборотах коленчатого вала, более сложная электрическая схема блока сравнения и управления,
Почему сгорают реле-регуляторы напряжения?
Ниже перечислены основные причины, которые приводят к выходу из строя реле-регулятора:
- Внесение изменений в штатную электросхему, например, установка LED/HID ламп.
Довольно распространенная проблема владельцев снегоходов BRP Ski-Doo Scandic 550F. Мотолюбитель интуитивно считает, что установив LED/HID лампу меньшей мощности сможет снизит нагрузку на реле-регулятор. К сожалению, это заблуждение и незнание особенностей работы штатного реле-регулятора приводит к его перегреву и выходу из строя; - Перегоревшие лампы, сгоревшие контакты, межвитковое замыкание обмоток генератора, окислившиеся клеммы, потеря ёмкости АКБ.
Перечисленное приводит к нестабильной работе внутренних цепей реле-регулятора напряжения и как следствие – выход из строя; - Превышение допустимой нагрузки.
Чтобы увеличить проходимость квадроцикла или мотовездехода многие мотолюбители устанавливают лебедки. Для создания тяги в несколько тонн нужен мощный электромотор с редуктором, которому условно нужен ток в 50 ампер (!!!) в пиковые нагрузки. Штатный реле-регулятор напряжения спроектирован так, чтобы обеспечивать энергием только электрооборудование установленное с завода. Если ток нагрузки превысит расчетный, то это приведет к перегреву реле-регулятор и выходу его из строя; - Переполюсовка.
К сожаление и такое бывает. В лучшем случае сгорает главный предохранитель, в худшем – выгорает реле-регулятор и часть электроники ТС; - Низкое качество используемых электронных компонентов. Несоответствие заявленным характеристикам.
Данная причина характерна для китайских реле-регуляторов. В погоне за низкой себестоимостью китайские коллеги устанавливать электронные компоненты меньших номиналов и, следовательно, меньшей стоимости. К примеру, приобретается регулятор на 400 Ватт “за косарь”, а по факту мощность не превышает 100 Ватт. Еще пример, регулятор заявлен как 3х фазный, а по факту один из проводов висит “в воздухе”; - Попадание влаги в электрическую цепь реле-регулятора.
Компаунд, которым залита электрическая цепь реле-регулятора со временем теряет свои свойства и начинает пропускать влагу, она приводит к окислению контактов, коррозии и утечкам и так далее.
В следующей статье будут рассмотрены основные принципы построения реле-регуляторов напряжения (что находится “под капотом”?)
Как внутренняя структура и компоненты влияют на мощностные характеристики реле-регуляторов (рассмотрим на примере регуляторов компании Мото Электроникс©)?
Самый лучший товар, как заявлено так и есть, купил у этого доброго человека реле регулятор, работает как часы, заряд 14’2 Вольта, до этого брал Китай ток шпарил от 12’4 до16 вольт,. Вобщем благодарю и удачи вам
Благодарю за регулятор. Перегорали лампы на брп, заказал регулятор, оперативно доставили. Установил, проблема ушла. Ещё раз спасибо, продавца рекомендую.
всё отлично сделано качественно
Отправили очень быстро. Качество сборки лучше оригинала. Установил все работает.
Всё отлично, быстро отправили.
Спасибо за консультации по установке и запуску в работу!
Отличный продавец, со знанием своего дела, очень рекомендую.
Индивидуально был подобран и доработан регулятор напряжения для моего квадроцикла.
Стабильная работа и напряжение во всей цепи. Установлен вместо штатного без каких-либо доработок и сложностей.
За что огромное спасибо!
Добрый день! как с вами связаться? интересует вопрос можно ли использовать рр ZR50MB-CAT на мотике с двигом 157fmi?
Стоит сейчас 5 контактная релюха, т.е. 3фазный генератор и две постоянки выход.
Добрый день!
Для 157fmi можно использовать регулятор покомпактнее. Сможем собрать на базе ZR3NG (нешунтирующая схема)
Доброго утра! Супер! А как купить ZR3NG?
Вы можете выставить его на Озон или Вилдберис? Такого там не нашел. (Другие доставки в нашем регионе №404 не работают, и этих тоже нет, возят посредники за 5-10% стоимости с пвз в другой области.)
Спасибо!
Ответ в whatsapp
Добрый день! как с вами связаться? интересует вопрос можно ли использовать рр ZR50MB-CAT на мотике с двигом 157fmi? Или подскажите другой ваш регулятор. Спасибо!
Стоит сейчас 5 контактная релюха, т.е. 3фазный генератор и две постоянки выход.
типа такая: https://www.ozon.ru/product/rele-napryazheniya-na-skuter-152qmi-157qmj-1074683656/
Добрый день!
Сайт находится в стадии разработки, поэтому сразу сложно найти Контакты